"ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ МИЛЕЕ БЕСЦЕННОГО РОДНОГО КРАЯ!.."
Языков Н.М.
Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений. Язык музея -это язык документа, подлинника первоисточника исторической информации. Одна и та же «страница» музейной книги может быть «прочитана» ребятами разных возрастов - и первоклассниками, и подростками, и выпускниками школы, хотя при этом они получают разную «дозу» информации. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебно-воспитательной работы с учащимися.
Школьный музей – это широкое поле творчества педагогов и учащихся. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающая поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся.
История создания музея
1 сентября 2014 года музей открыл свои двери для посещения. Создателем школьного музея стал работник школы, первый выпускник школы (1977г.) - Шендриков А.Е., человек увлечённый историей своего края. Он проделал огромную работу при создании музея, сборе материала и экспонатов, для оформления стендов.
Вклад педагогов школы, учащихся, родителей, выпускников школы, добровольных помощников и жителей посёлка в ходе краеведческой работы музея пополнялся экспонатами и материалом.
В 2014г. был создан проект создания музея школы «Истоки» и положение о школьном краеведческом музее.
Школьный музей создан с целью воспитания у детей чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям своей школы, посёлка, родного края, к истории своего народа. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далёкие времена.
Когда к истории хотим мы прикоснуться,
Иль в мир прекрасный нам охота окунуться
В музей идём, по залу ходим,
И для себя мы много интересного находим.
Основной фонд музея включает в себя памятники духовной и материальной культуры (экспонаты военной тематики, орудия труда, предметы производства и быта, письменные и печатные источники, подлинные фотографии и т.д.).
Во вспомогательном фонде музея фото и ксерокопии письменных и печатных материалов, карты, таблицы, схемы, тематические рисунки и т.д.
Во время экскурсий о Великой Отечественной войне дети непосредственно прикасаются к подвигу, они искренне переживают за своих земляков, а это оставляет след на всю жизнь.
За период существования в музее появились 3 основных раздела:
«Русская изба», «Я помню! Я горжусь!», «Эпоха Советского периода»и выставки работ учащихся.
В этнографический раздел музея «Русская изба» входит экспозиция крестьянской избы. Здесь же прялки, крестьянская одежда, предметы быта, русская печь – все дышит стариной. Экспозиция «Русская изба» содержит информацию о внешнем и внутреннем обустройстве крестьянской избы. Здесь же можно познакомиться с информацией о том, как выглядела крестьянка в одежде, узнать для чего нужны лапти, познакомиться с материалом, из которого плели лапти. Кроме, того собрана коллекция предметов быта и орудий труда. Здесь можно увидеть прялку, утюги, горшки, сундуки, рубель, валек, ложки и др. Смотря на этот уголок, оказываешься в этом простом мирке, в котором царил крестьянский труд и быт.
Музей очень помогает наглядно на уроках краеведения, уроках по культуре 19 начала 20 века. Музей прививает интерес другим ребятам проводить поисковую работу, обновлять экспонаты музея.
На сегодняшний день деревни умирают, а при этом забывается русский быт и традиции. Поэтому необходимо сберечь и донести до подрастающего поколения всю самобытность русского быта в виде бесед и наглядности.
Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением предметов быта. Передний угол со столом и столовыми принадлежностями считался чистым, нарядным и занимал треть избы. Пространство около двери и печи - печной угол, середина избы - рабочим местом. Каждый член семьи знал свое место: нарушать заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости.
В нашем уголке комната выглядит обыденно и скромно. В ней нет ничего лишнего: стол, лавки, сундуки, на стены украшены полотенцами и ручной вышивкой. На столе самовар-символ русского гостеприимства, посуда.
В углу от стола, печь, которая обогревала, кормила, служила местом ночного сна. В основном это было главное место женщины. Судили по чисто выбеленной печи о чистоплотности хозяйки. Начищенные сковородки, чугуны всегда были наполнены простой крестьянской едой. Недаром говорили: "Щи да каша - пища наша".
За всеми этими предметами скрывается интересная, познавательная беседа о прошлой жизни простого крестьянина. Эта наглядность собранных предметов быта помогает представить картину русской деревни.
В этом разделе есть экспозиция «Связь времен», посвященная народным промыслам и ремеслам,которые и по сей день не утратили своей актуальности: вышивка, вязание, плетение корзин, посуда и игрушки из глины. Эти работы представлены на выставках творческих работ учащихся.
Раздел «Я помню! Я горжусь», посвященный Великой Отечественной войне, рассказывает об участниках войны.
В этом разделе четыре экспозиции:
«Погибли, защищая Отечество»,
«Они сражались за Родину»,
«Мемориал памяти»,
«Плавчане - Герои Советского Союза»,
«Наш земляк-Тимофеев Н.А.»
Полный список погибших односельчан, стенды фотографий не вернувшихся с войны и выживших ветеранов, орудийные гильзы, снаряды, каски, фляжки…. Все это подлинное, а значит - святое, памятное.
В разделе «Советский период» представлены экспозиции:
«Школьные годы чудесные!»,
«Советская эпоха».
Деятельность музея разнообразна: изучение истории своей малой Родины; история Великой Отечественной войны и участие в ней наших земляков;история школы.
Организация исследовательской деятельности обучающихся предусматривает:
- изучение истории посёлка Молочные Дворы, школы, жизненного пути известных людей п.Молочные Дворы, событий;
- изучение истории улиц поселка Молочные Дворы;
- изучение истории Тульского НИИСХ, расположенного в поселке Молочные Дворы;
- регулярная работа о земляках (их биография), воевавших в годы Великой Отечественной войны;
- изучение истории Молочно-Дворской школы;
- создание презентации и видеофильма «Мой посёлок» по истории поселка Молочные Дворы;
- сбору материала для реализации проекта «Создание экспозиции музея «Летопись нашей школы», куда войдут материалы об истории возникновения и становления школы, а также материалы, прослеживающие преобразование школы на протяжении всего времени существования.
Направления работы:
- Поисково-собирательное;
- Экскурсионно-экспозиционное;
- Научно-исследовательское;
- Просветительское;
- Образовательно-воспитательное;
- Фондовое;
- Методическое
На базе школы в музее ведётся внеурочная деятельность, проводятся экскурсии, различные мероприятия - уроки мужества, встречи и интересными людьми, уроки различных школьных предметов, викторины, выставки творческих работ учащихся.
Школьный музей он дорог нам всем.
В нем память о жизни, о главном хранится.
Школьный музей - он дорог нам тем,
Что никогда не даст нам забыться!
Музей открыт для всех жителей посёлка, выпускников школы, гостей.
Мы будем благодарны Всем, кто поможет нам в пополнении экспозиций музея!