МБОУ МО Плавский район “Молочно-Дворская СОШ”
поселок Молочные Дворы Плавский район Тульская область
  • Школьный краеведческий музей «Истоки»

    «Наш музей»

    В нашей школе есть музей, собирает всех друзей.

    Он расскажет вам, ребята, как здесь жили все когда-то.

    Что носили, мастерили и какие юбки шили,

    Как жилище украшали и какие были шали.

    Как красиво одевались, когда в праздник собирались.

    На чём ездили тогда и что кушали всегда.

     Что здесь только не найдёшь – есть  пила, коса и нож,

    Есть утюг, рубель, сундук, прялка, самовар, чугун.

    Деньги разные имеем, и совзнаки тоже есть,

    Их, родных, не перечесть.

    Атрибуты пионеров, комсомольцев, октябрят,

    Флаги, вымпелы, знамёна алым пламенем горят.

    А ещё у нас есть клад: экспозиций целый ряд,

    Прямо в школе разместился, им народ всегда дивился.

    Фотовыставка здесь есть, что не можно глаз отвесть.

    Здесь история есть школы: книги, форма, дневники.

    Не забыли ветеранов, их рассказы сберегли.

    Наш музей открыт недавно, что здесь только не дано.

    Посмотри, ты будешь рад. Здесь реликвий целый клад.

    Наш школьный маленький музей лишь комната одна,

    Но поселились дружно в ней  и новь, и старина.

    Вдыхая запах пряных трав и видя рук людских творенья,

    Нам вспоминаются опять те строчки из стихотворенья.

    «Здесь русский дух –

    Здесь Русью пахнет»

    "ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ МИЛЕЕ БЕСЦЕННОГО РОДНОГО КРАЯ!.."

    Языков Н.М.

        Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений. Язык музея -это язык документа, подлинника первоисточника исторической информации. Одна и та же «страница» музейной книги может быть «прочитана» ребятами разных возрастов - и первоклассниками, и подростками, и выпускниками школы, хотя при этом они получают разную «дозу» информации. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебно-воспитательной работы с учащимися.    

        Школьный музей – это широкое поле творчества педагогов и учащихся. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающая поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся.

        Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой. Наш музей – это история жизни школы, посёлка, тесно связанная с историей Родины.

    Профиль музея - историко-краеведческий.


    Руководитель школьного музея "Истоки"

    Шендрикова Елена Владимировна

    Учитель музыки


    История создания музея

         1 сентября 2014 года музей открыл свои двери для посещения. Создателем школьного музея стал работник школы, первый выпускник школы (1977г.) - Шендриков А.Е., человек увлечённый историей своего края. Он проделал огромную работу при создании музея, сборе материала и экспонатов, для оформления стендов.

          Вклад педагогов школы, учащихся, родителей, выпускников школы, добровольных помощников и жителей посёлка в ходе краеведческой работы музея пополнялся экспонатами и материалом.

          В 2014г. был создан проект создания музея школы «Истоки» и положение о школьном краеведческом музее.

       Школьный музей создан с целью воспитания у детей чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям своей школы, посёлка, родного края, к истории своего народа. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далёкие времена.

    Когда к истории хотим мы прикоснуться,

    Иль в мир прекрасный нам охота окунуться

    В музей идём, по залу ходим,

    И для себя мы много интересного находим.

        Основной фонд музея включает в себя памятники духовной и материальной культуры (экспонаты военной тематики, орудия труда, предметы производства и быта, письменные и печатные источники, подлинные фотографии и т.д.).

       Во вспомогательном фонде музея фото и ксерокопии письменных и печатных материалов, карты, таблицы, схемы, тематические рисунки и т.д.

       Во время экскурсий о Великой Отечественной войне дети непосредственно прикасаются к подвигу, они искренне переживают за своих земляков, а это оставляет след на всю жизнь.

    За период существования в музее появились 3 основных раздела:

    «Русская изба», «Я помню! Я горжусь!», «Эпоха Советского периода»и выставки работ учащихся.

         В этнографический раздел музея«Русская изба» входит экспозиция крестьянской избы. Здесь же прялки, крестьянская одежда, предметы быта, русская печь – все дышит стариной. Экспозиция «Русская изба» содержит информацию о внешнем и внутреннем обустройстве крестьянской избы. Здесь же можно познакомиться с информацией о том, как выглядела крестьянка в одежде, узнать для чего нужны лапти, познакомиться с материалом, из которого плели лапти. Кроме, того собрана коллекция предметов быта и орудий труда. Здесь можно увидеть прялку, утюги, горшки, сундуки, рубель, валек, ложки и др. Смотря на этот уголок, оказываешься в этом простом мирке, в котором царил крестьянский труд и быт.

         Музей очень помогает наглядно на уроках краеведения, уроках по культуре 19 начала 20 века. Музей прививает интерес другим ребятам проводить поисковую работу, обновлять экспонаты музея.

         На сегодняшний день деревни умирают, а при этом забывается русский быт и традиции. Поэтому необходимо сберечь и донести до подрастающего поколения всю самобытность русского быта в виде бесед и наглядности.

        Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением предметов быта. Передний угол со столом и столовыми принадлежностями считался чистым, нарядным и занимал треть избы. Пространство около двери и печи - печной угол, середина избы - рабочим местом. Каждый член семьи знал свое место: нарушать заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости.

         В нашем уголке комната выглядит обыденно и скромно. В ней нет ничего лишнего: стол, лавки, сундуки, на стены украшены полотенцами и ручной вышивкой. На столе самовар-символ русского гостеприимства, посуда.

        В углу от стола, печь, которая обогревала, кормила, служила местом ночного сна. В основном это было главное место женщины. Судили по чисто выбеленной печи о чистоплотности хозяйки. Начищенные сковородки, чугуны всегда были наполнены простой крестьянской едой. Недаром говорили: "Щи да каша - пища наша".

          За всеми этими предметами скрывается интересная, познавательная беседа о прошлой жизни простого крестьянина. Эта наглядность собранных предметов быта помогает представить картину русской деревни.

          В этом разделе есть экспозиция «Связь времен», посвященная народным промыслам и ремеслам,которые и по сей день не утратили своей актуальности: вышивка, вязание, плетение корзин, посуда и игрушки из глины. Эти работы представлены на выставках творческих работ учащихся.

    Раздел «Я помню! Я горжусь», посвященный Великой Отечественной войне, рассказывает об участниках войны.

    В этом разделе четыре экспозиции:

     «Погибли, защищая Отечество»,

    «Они сражались за Родину»,

    «Мемориал памяти»,

    «Плавчане - Герои Советского Союза»,

    «Наш земляк-Тимофеев Н.А.»

    Полный список погибших односельчан, стенды фотографий не вернувшихся с войны и выживших ветеранов, орудийные гильзы, снаряды, каски, фляжки…. Все это подлинное, а значит - святое, памятное.

    В разделе «Советский период» представлены экспозиции:

    «Школьные годы чудесные!»,

    «Советская эпоха».

    Деятельность музея разнообразна: изучение истории своей малой Родины; история Великой Отечественной войны и участие в ней наших земляков;история школы.

    Организация исследовательской деятельности обучающихся предусматривает:

    - изучение истории посёлка Молочные Дворы, школы, жизненного пути известных людей п.Молочные Дворы, событий;

    - изучение истории улиц поселка Молочные Дворы;

    - изучение истории Тульского НИИСХ, расположенного в поселке Молочные Дворы;                                                                                

    - регулярная работа о земляках (их биография), воевавших в годы Великой Отечественной войны;

    - изучение истории Молочно-Дворской школы;

    - создание презентации и видеофильма  «Мой посёлок» по истории поселка Молочные Дворы; 

    - сбору материала для реализации проекта «Создание экспозиции музея «Летопись нашей школы», куда войдут материалы об истории возникновения и становления школы, а также материалы, прослеживающие преобразование школы на протяжении всего времени существования.

    Направления работы:

    • Поисково-собирательное;
    • Экскурсионно-экспозиционное;
    • Научно-исследовательское;
    • Просветительское;
    • Образовательно-воспитательное;
    • Фондовое;
    • Методическое 

    На базе школы в музее ведётся внеурочная деятельность, проводятся экскурсии, различные мероприятия - уроки мужества, встречи и интересными людьми, уроки различных школьных предметов, викторины, выставки творческих работ учащихся.

    Школьный музей  он дорог нам всем.

    В нем память о жизни, о главном хранится.

    Школьный музей - он дорог нам тем,

    Что никогда не даст нам забыться!

    Музей открыт для всех жителей посёлка, выпускников школы, гостей.

    Мы  будем  благодарны Всем, кто поможет нам в пополнении экспозиций музея!

     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie